Всем
известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки
устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Все речевые органы
состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит
можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная
гимнастика, которая называется артикуляционной.
Артикуляционная
гимнастика поможет
укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря занятиям артикуляционной
гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха дети могут научиться
говорить чисто и правильно.
2.
Дети с нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои
речевые дефекты.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна
также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что
у них «каша во рту».
4.
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым —
научиться говорить правильно, четко и красиво.
Рекомендации к
проведению артикуляционной гимнастики:
Сначала упражнения
надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный
контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно
задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает
язычок? где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут.
- Движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение: ручкой чайной ложки или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
Правильное произношение звуков наряду с
богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной
речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному
обучению.
ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ
КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ,
КОТОРЫЕ ВЫ СМОЖЕТЕ ВЫПОЛНЯТЬ
С РЕБЕНКОМ
В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ № 1
-
открыть рот,
-
надуть, сдуть щеки,
-
попеременно надувать, сдувать то одной, то другой щекой,
-
губы в «улыбке»,
-
губы «трубочка»,
-
губы «колечко»,
-
зубы «заборчик»,
-
язык «лопатка»,
-
язык «трубочка»,
-
язык «чашечка»,
-
язык «иголка»,
-
язык «столбик».
Видео комплекса артикуляционной гимнастики №1 смотреть здесь
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ № 2
-
открыть рот,
-
язык вперед, назад,
-
язык вверх, вниз (от верхней губы к нижней, от верхних зубов к нижним),
-
язык по кругу (по губам, по зубам),
-
язык по небу (вперед, назад),
-
язык за щеками (от правой к левой и обратно),
-
удерживать язык на весу (под счет от 1 до 5, от 1 до 10).
Видео комплекса артикуляционной гимнастики №2 смотреть здесь
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ №3
| |
1.
«ПРУЖИНКА»
-
открыть рот
-
присосать кончик языка к передней части неба,
-
открывать, закрывать рот, удерживая язык вверху.
2.
«КАЧАЛИ»
-
открыть рот,
-
движение языка вверх, вниз от передней части неба до нижней губы.
Упражнение смотреть здесь 3. «ЛОШАДКА» - открыть рот, - присосать кончик языка к передней части неба, растягивая уздечку - отрывать язык от неба бросая его вниз (получается щелчок) подбородок не подвижен
4.
«МОТОЦИКЛ»
-
открыть рот,
-
стучать кончиком по альвеолам, произнося многократно д-д-д (рот не закрывать).
Упражнение смотреть здесь
5.
«ТРЕЩЕТКА»
-
открыть рот,
-
подложить под язык чистый палец (или соску), двигать им в горизонтальном
направлении,
-
стучать кончиком по альвеолам, произнося многократно д-д-д (рот не закрывать).
Упражнение смотреть здесь | |
| |
Комментариев нет:
Отправить комментарий