АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА





Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.


Артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.   Благодаря занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха дети могут научиться говорить чисто и правильно.
 2.   Дети с нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты.
3.   Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
 4.  Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, четко и красиво.




Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут.
  • Движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.  Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение: ручкой чайной ложки или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
 Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.



ПРЕДЛАГАЕМ  ВАМ   КОМПЛЕКСЫ   АРТИКУЛЯЦИОННОЙ   ГИМНАСТИКИ,

КОТОРЫЕ   ВЫ   СМОЖЕТЕ   ВЫПОЛНЯТЬ    С    РЕБЕНКОМ
В   СВОБОДНОЕ   ВРЕМЯ

КОМПЛЕКС   АРТИКУЛЯЦИОННОЙ   ГИМНАСТИКИ  № 1

- открыть рот,

- надуть, сдуть щеки,

- попеременно надувать, сдувать то одной, то другой щекой,

- губы в «улыбке»,

- губы «трубочка»,

- губы «колечко»,

- зубы «заборчик»,

- язык «лопатка»,

- язык «трубочка»,

- язык «чашечка»,

- язык «иголка»,

- язык «столбик».
Видео комплекса артикуляционной гимнастики №1 смотреть  здесь


КОМПЛЕКС   АРТИКУЛЯЦИОННОЙ   ГИМНАСТИКИ  № 2



- открыть рот,

- язык вперед, назад,

- язык вверх, вниз (от верхней губы к нижней, от верхних зубов к нижним),

- язык по кругу (по губам, по зубам),

- язык по небу (вперед, назад),

- язык за щеками (от правой к левой и обратно),

- удерживать язык на весу (под счет от 1 до 5, от 1 до 10).
Видео комплекса артикуляционной гимнастики №2 смотреть здесь 


КОМПЛЕКС  АРТИКУЛЯЦИОННОЙ   ГИМНАСТИКИ №3



1. «ПРУЖИНКА»

- открыть рот

- присосать кончик языка к передней части неба,

- открывать, закрывать рот, удерживая язык вверху.

Упражнение смотреть здесь


2. «КАЧАЛИ»

- открыть рот,

- движение языка вверх, вниз от передней части неба до нижней губы.
Упражнение смотреть здесь

3. «ЛОШАДКА»
- открыть рот,

- присосать кончик языка к передней части неба,                 растягивая уздечку

- отрывать язык от неба бросая его вниз (получается щелчок)

подбородок не подвижен

Упражнение смотреть здесь


4. «МОТОЦИКЛ»

- открыть рот,

- стучать кончиком по альвеолам, произнося многократно д-д-д (рот не закрывать).
Упражнение смотреть здесь



5. «ТРЕЩЕТКА»

- открыть рот,

- подложить под язык чистый палец (или соску), двигать им в горизонтальном направлении,

- стучать кончиком по альвеолам, произнося многократно д-д-д (рот не закрывать).
    Упражнение смотреть здесь








Комментариев нет:

Отправить комментарий