ЛОГОПЕД СОВЕТУЕТ


Развитие  речи  у  ребенка  есть  процесс овладения  родным  языком,  умение  пользоваться языком  как  средством  познания  окружающего, усвоения  опыта,  накопленного  человечеством,  как средством  познания  самого  себя . . .  как   могучим средством  общения  и  взаимодействия  людей.
А. А. Люблинская

ЦЕЛЬ   И   СОДЕРЖАНИЕ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ   РАБОТЫ
В   НАШЕЙ   ГРУППЕ
Как известно, речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает контакт между людьми, благодаря которому развивается познавательная деятельность, коллективный труд. Поэтому совершенно ясно, что любое речевое отклонение отрицательно сказывается на формировании всей психической жизни ребенка. Чаще всего речевой дефект возникает у ослабленных постоянными болезнями детей, которые пропускали много занятий по развитию речи в детском саду. Речевой дефект затрудняет общение с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных интересов, затрудняет усвоение чтения, письма и  других учебных навыков.
Главная  цель  логопедической работы - преодоление, устранение неправильного произношения, общее речевое развитие. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи. В логопедической группе детского сада созданы специальные условия, в которых дети растут, развиваются обучаются. На фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях мы учим детей правильно произносить звуки, сложные по своей структуре сложные слова, учим строить фразы, правильно строить собственное высказывание. Кроме этого мы упражняем детей в четком повторении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учим их говорить достаточно громко, не спеша, развивая фонематический и речевой слух.
В содержание логопедической работы входит также и овладение детьми лексико - грамматическими категориями языка, овладение элементами чтения и письма. Логопедическая работа непрерывно связана с общей воспитательной  и обучающей работой детского сада. Логопедическая работа - это длительный, сложный, многогранный процесс, требующий внимания, терпения и тесного контакта логопеда, воспитателя, родителей и детей.


СОВЕТЫ   РОДИТЕЛЯМ
Большая роль в обучении детей правильному произношению, в развитии четкой и выразительной речи принадлежит родителям. как известно, речь не передается по наследству - ребенок только может перенимать речевой опыт своих родителей. Поэтому важно, чтобы взрослые знали это и придерживались следующих советов:
1. Говорить с ребенком нужно не торопясь, четко произнося все звуки.
2. Заниматься с ребенком должен тот из родителей, чья речь является правильной.
3. Беречь неокрепший голос ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи ребенка, приучать его дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
4. Точно выполнять все указания логопеда.
5. Речевую гимнастику выполнять два раза в день по 7 - 10 минут перед зеркалом.
6. Проявлять терпение, вдумчивость и доброжелательность в занятиях с ребенком.
7. Не огорчаться первым неудачам в обучении, не обвинять ребенка и поддерживать в нем заинтересованность и желание избавиться от речевого дефекта.
8. посещать консультации и родительские собрания, проводимые логопедом.
Только благодаря тесному контакту логопеда, воспитателя и родителей можно добиться существенных сдвигов в речевом и , следовательно, в интеллектуальном развитии.


ЗАЧЕМ   ЛОГОПЕД   ЗАДАЕТ   ДОМАШНЕЕ    ЗАДАНИЕ?

Успех коррекционного обучения детей с речевыми наруше­ниями во многом определяется участием родителей в комплексе психолого - педагогических мероприятий.
Выполнение еженедельного домашнего задания способст­вует наилучшему закреплению изученного на логопедичес­ких занятиях материала и дает возможность свободно ис­пользовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребенка.
Домашнее задание ребенок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взросло­го. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей - это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требо­ваний. Выполнение дома определенных видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего ребенка и подго­тавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Задания включают в себя основные разделы:
артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постанов­ки отсутствующих звуков;
упражнения на авто­матизацию (правильное произношение поставленных зву­ков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ре­бенка). Эти упражнения должны выполняться дома еже­дневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребенок мог себя контролировать). Необ­ходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
задание на развитие фонематического восприятия и вос­питание основ звуко - слогового анализа и синтеза.
серия лексико - грамматических заданий направлена на  обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребенка полученных знаний, путем упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными;
словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ;
подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространенных предложений с предлогами и без (по схеме);
это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей;
заучивание подобранных для  ребенка стихов
задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.
задания на закрепления навыков грамоты и чтения:
прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объема текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

Что необходимо знать и помнить родите­лям при контроле за выполнением задания ребёнком дома:
Домашнее задание в индивидуальной тетради записыва­ет логопед.
Домашние задания выполняются не в один прием. А разби­ваются на части (по 10-15 минут работы).
Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесет выполнение задания  небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время.
Графические задания ребенок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из мо­ментов педагогического и коррекционного воздействия.
Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. 
Тетрадь необходимо приносить в детский сад в понедель­ник и забирать в пятницу вечером домой.

Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, вос­питателями групп и родителями, общей целью которых является:
·        успешная коррекция речи ребенка и всесторонняя подго­товка его к обучению в школе;
·        выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений;
·        воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.


Заниматься с ребенком дома ежедневно.
Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке.
Время проведения занятий 10-15 минут.
Хвалите ребенка за каждое, даже небольшое дости­жение.
Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог себя контролировать.
Все задания (кроме графических) выполняются уст­но.
Графические задания ребенок выполняет самостоя­тельно под обязательным наблюдением взрослого.

Тетрадь с выполненным домашним заданием в по­недельник ребенок сдает воспитателю в группе, а в пятницу получает новое задание.

РЕЧЕВЫЕ     ИГРЫ    МЕЖДУ    ДЕЛОМ
 Играть u заниматься с ребенком можно не только за столом долга, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли.

ИГРА   «ЦЕПОЧКА   СЛОВ»
Взрослый и ребенок по опереди называют любые слова
Например: кошка - автобус – сок -куст - танк - капуста - ...

ИГРА   «ПЕРЕСЧИТАЙ»
Вокруг много одинаковых предлогов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, сугробы, столбы, окна..)
Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д.
(Каждый день можно подбирать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом...)

ИГРА   «ОТГАДАЙ   О   ЧЕМ   Я   ГОВОРЮ»
Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад. Сначала вы описываете какое то дерево, ребенок отгадывает, потом ребенок описывает – вы отгадываете..
 Так можно описывать любой предмет и загадывать друг другу.

ИГРА   «ПУТАНИЦА»
Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет. -Жук нашел Сашу  (Саша нашел жука.)
Пол бежит по кошке.
Наташа жила у ежика.
Снежная баба лепит Ваню. –
Катя укусила осу….

ИГРА   «КТО   ИЛИ   ЧТО   МОЖЕТ   ЭТО   ДЕЛАТЬ?»
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет,
ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снeг идет и т. Д Подберите
слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит,  плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,...

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения белый снег похож на... (что?)
Синий лед похож на...
Густой туман похоже на...
Чистый дождь похож на...
День похож на...
Взрослый предлагает вспомнишь, где хранятся эти предметы, хлеб - в хлебнице,
Сaxap - в сахарнице, конфеты - в конфетнице, мыло - в мыльнице, перец - в перечнице,
салат - в салатнице, суп - в супнице, и т. а.

Добавь одно слово, которое подходит к другим словами. Мама, сын (дочь) - что делают?
Летит, клюет - кто?
Дерево, цветы - что делают?
Сидит, стоит - кто?
Кошка, собака - что делают?
Льется, звучит - что?
Шумит, дует - что?
Дождь, снег - что делают?

ИГРА   «ПОДРУЖИ   СЛОВА»
Листья падают - листопад, снег падает -  снегопад, вода падает - водопад, сам летает -  самолет, пыль сосет – пылесос….

Скажи так, как будто ты уже сделал (сделала), мыл - вымыл,  вешает - повесил, одевается - оделся,  гладит - погладил, стирает – постирал, рисует - нарисовал, пишет - написал, поливает - полил, ловит - поймал, красит - покрасил, убирает - убрал, строит – построил …
ИГРА   «А   ЧТО   БЫЛО   БЫ ….»
   Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. Что произошло, если бы не было ни одной машины
Что  произошло, если бы не было птиц...
Что произошло, если бы не было конфет...

ИГРА   «КАК    МОЖНО...»
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно...» Другие вопросы: - Как можо плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько...)
 Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро...)
Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно...)
Как  можно быть одетым? (Аккуратно, неопрятно, модно...) 


Дорогие родители!
Важно стимулировать речевую активность, выразительность речи и расширять словарь Вашего ребёнка. Но не думайте, что для этого обязательны нудные каждодневные занятия. Вовсе нет!
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с малышом, в творческих играх.
Наши дети уже могут самостоятельно рассказать о событиях собственно жизни, причём делают это очень выразительно.
Попробуйте предложить своему ребёнку следующие творческие задания...

«Давай расскажем сказку»
Попробуйте с ребёнком рассказать знакомые сказки по-очереди.
Например...
Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед...» а малыш её заканчивает: «...да баба»; взрослый: «И была у них...», малыш: «...курочка Ряба» и т.д.

«Говорим по-разному»
Прочитайте один и тот же детский стишок сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно,
басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно.
Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент.
Да мало ли что можно придумать!

«Всегда под рукой»
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребёнка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте.
Всё, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, на другой - три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

 «Измени песню»
Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и о своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны.
Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

«Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи ребенка может стать просмотр мультфильмов.
Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое Вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать Вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится.


Не забудьте поблагодарить Вашего рассказчика!


Комментариев нет:

Отправить комментарий