ЧТО ТАКОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ?
Как часто
родители, которые уделяют много внимания ребенку, сталкивается с волшебным
словосочетанием «развитие речи»!
Речь – высшая психическая функция. Так об этом
пишут психологи. Что для обычных людей означают эти слова? Что речь очень
непростой процесс, связана с деятельностью нервной системы, и головного мозга в
частности. Ее появление не может произойти «на ровном месте» – для этого нужны
очень разные образования в сознании. Поэтому речь может быть индикатором –
показателем того, что ребенок развивается. Именно поэтому на то, говорит или
нет, как сложно говорит, обращают внимание врачи.
Речь –
инструмент развития. Умея
говорить, мы можем развиваться дальше. И не только потому, что теперь можем
общаться с другими. Высшая ступенька мышления напрямую связана с речью.
Речь – способ сравнить. Для обычных
людей речь – критерий для сравнения ребенка. Потому что, на вскидку оценить физическое развитие,
мышление, воображение – не так и просто.
А вот то, как малыш разговаривает или не разговаривает, слышно сразу.
Развитие речи включает в себя:
- звуковую культуру речи, это владение культурой
речепроизношения;
- формирование
словаря, это процесс овладения речью;
- грамматический
строй речи, это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и
предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы
грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами
словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять
предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении;
- связанную
речь, это такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих
предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и
последовательно излагать свои мысли.
Развивать речь необходимо. Но как? Как именно это
делать? Покупать все подряд книжки – тетрадки – игры, которые обещают это
сделать? Вести на занятия в центры – клубы – детские сады и школы? Найти
логопеда?
Тут все
зависит от того, что есть сейчас, и чего вы хотите добиться. Если есть
проблемы, то решать их надо, и самый лучший результат будет тогда, когда вы
будете работать со специалистами вместе. Если же у ребенка все в порядке, и вы
просто хотите помочь ему развиваться, то самым эффективным будет ваши игры с
ребенком. Потому что игры на ходу, по пути, между делом, коротенькие и
радостные дадут и результат, и при этом не успеют утомить ребенка, сохранят его
время и силы для другого.
А когда начинать занятия? Начинать
играть с ребенком, стимулируя его речь, можно и нужно с самого рождения. И не
останавливаться, отправив учиться в 1 класс. Просто в разном возрасте игры
будут разные, цели разные.
Показатели
речевого развития детей.
Звуковая культура речи
|
Грамматический строй речи
|
Формирование словаря
|
Связанная речь
|
|
3-4
года
|
Ребенок
может заниматься звукоподражательными упражнениями (ква-ква, пи-пи-пи,
ду-ду-дуи т.п.), произнося громко гласные звуки. У него появляется особая
чувствительность к звуковой стороне речи.
|
Активно
употребляет грамматические формы.
Различает
единственное и множественное число предметов (посуда, одежда, игрушки).
Правильно употребляет слова, обозначающие детенышей
животных.
Выделяет
признак предметов (форма, цвет, величина).
Согласовывает
глагол вовреми с существительным.
Понимает
назначение предлогов.
Пользуется
разной интонацией (вопросительной, повествовательной, побуждающей).
|
Отражает
в речи сначала предметы ближайшего окружения, потом признаки предметов, затем
животных, овощи, фрукты, растения и
т.д.
|
Ребенку свойственна диалогическая речь.
Он
в состоянии начать пересказ сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), а иногда с помощью вопросов взрослого и продолжить ее.
Умеет рассматривать картинки, игрушки; отвечая на
вопросы.
Способен
поделиться увиденным и пережитым.
Вычленяет
индивидуальные
обращения
к нему. Показателем является
инициативная речь.
|
4-5
лет
|
В большинстве своем произносит четко все
звуки родного языка.
Легко
подражает окружающим звукам и шумам в природе: ветру, водичке, жукам, насосу и др.
Может
варьировать темп и интонационную выразительность, читая сказки и стихи.
Различает
слово, звук.
|
Творчески
применяет усвоенное: упражняется в употреблении родительного падежа множественного числа
существительных, глаголов повелительного наклонения.
Словотворчество
является нормой.
|
Выделяет в предметах свойства, качества, детали,
части и словесно их обозначает. Умеет подбирать к предмету соответствующие действия.
Способен к элементарному обобщению предметов в родовые категории (мебель, посуда, одеж
да).
|
Может
отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по
картине, описывать особенности игрушки, передавать своими словами личные
впечатления.
|
5-6
лет
|
Способен про износить трудные звуки, речь
отчетливая.
Использует
средства интонационной выразительности: грустно, весело, торжественно читает
стихи, регулирует громкость голоса и темп речи при разных обстоятельствах,
пользуется повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.
Может обнаружить
в речи сверстников и взрослых ошибки в
произношении.
|
Насыщает
свою речь словами, обозначающими все части речи.
Активен в
словотворчестве, словоизменении и
словообразовании, задает много
поисковых вопросов.
Способен устанавливать и отражать в речи при
чинно-следственные связи, обобщать,
анализировать и систематизировать.
Умеет
согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, правильно
использовать существительное единственного и множественного числа в роди тельном падеже, употреблять
сложноподчиненные предложения.
У ребенка
появляется критическое отношение к своей речи.
|
Свободно
пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам.
Развивается
смысловая сторона речи ребенка (синонимы, антонимы, оттенки значений слов,
выбор точных, подходящих выражений,
употребление слов в разных значениях).
|
Хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать
сказку, короткие рассказы.
Использует
синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе.
Может рассказывать по картинке (по серии картин),
об игрушке (о нескольких игрушках) и о чем-то из личного опыта, передавая
завязку, кульминацию и развязку. Способен выходить за рамки реального,
вообразив предшествовавшие и последующие события.
Может
подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности.
|
6-7
лет
|
Способен
говорить внятно и четко.
|
Правильно
изменяет и согласовывает слова в предложении, может образовывать трудные
грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.
Самостоятельно
образовывает слова, подбирая однокоренные.
Критически
относится к ошибкам, стремится к точности и правильности.
Использует в
речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.
|
Словарь
насыщен обобщающими существительными, прилагательными.
Ребенок обозначает свойства, названия
действий и их качества.
Использует
активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения
знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу.
Осознанно
употребляет родовые и видовые понятия
|
У
ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает
реплики, задает вопросы.
Свободно
пользуется интонациями.
Способен
построить краткие сообщения. Умеет оформить монологическую речь грамматически
правильно, последовательно и связно, точно и выразительно пересказывать и
самостоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературного
произведения и языковых средствах художественной речи
|
Наши рекомендации:
1. Старайтесь
говорить с ребенком неторопливо, короткими предложениями без лишней
эмоциональности, употребляйте простые слова.
2. Постарайтесь удержать ребенка от речи,
когда он на грани истерики или плачет. Сначала надо любым способом его
успокоить, отвлечь чем-нибудь интересным, приласкать.
3. С уважением
относитесь к ребенку, внимательно слушайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь
выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка.
4. Не подлаживайтесь к языку малыша, не лепечите,
не сюсюкайте с ним. Подобная манера
общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением,
но и надолго закрепляет его недостатки.
5. Если
ребенок неправильно произносит какие – либо звуки, слова не передразнивайте
его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс
формирования звука еще не закончен.
6.Рразговаривайте
с ребенком как можно больше: по дороге домой, на прогулке и т.д.
7. Обсуждайте
с ребенком прочитанные книги, просмотренные телепередачи, фильмы, мультфильмы.
8. Не ругайте
ребенка за плохую речь, лучше дайте правильный образец.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий