ПОЛОЖЕНИЕ
О СЕМЕЙНОМ
КЛУБЕ «ПОИГРАЙ-КА»
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
№8.
План работы
семейного клуба “Поиграй- ка»
МБДОУ «Детский сад №62»
№
|
Мероприятие
|
Сроки проведения
|
1.
|
Игра – ведущий вид детской деятельности.
|
Октябрь
|
2.
|
ФГОС дошкольного образования – реализация
задач преемственности дошкольного и начального общего образования
|
Январь
|
3.
|
«Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»
|
Март
|
4.
|
В школу с радостью
|
Май
|
Совместные детско–взрослые
мероприятия
№
|
Мероприятие
|
Сроки проведения
|
1.
|
Музыкальное развлечение для детей и
родителей «В поисках осени»
|
октябрь
|
2.
|
Творческие
мини-проекты «Однажды мы с мамой…»
|
ноябрь
|
3.
|
Спортивный праздник
«Мама, мамочка моя, все победы для тебя!»
|
ноябрь
|
4.
|
Совместный проект детей, родителей и
педагогов «Нам на улице не страшно»
|
декабрь
|
5.
|
Открытый просмотр НООД по развитию ЭМП, и
подготовке к обучению грамоте
|
январь
|
6.
|
Совместный проект
детей, родителей и педагогов «Слава армии родной!»
Спортивное
развлечение ко Дню защитника Отечества
|
февраль
|
7.
|
Совместное
развлечение для детей к празднику 8 марта
|
март
|
8.
|
Совместный проект
детей, родителей и педагогов «Быть здоровым здорово»
|
апрель
|
9.
|
Совместный проект детей, родителей и
педагогов «Нет в России семьи такой, где не славен бы был свой герой!»
|
Май
|
10.
|
Реализация
индивидуальных
мини-проектов
различной направленности
|
В течение года
|
11.
|
Консультации, беседы
|
По запросу родителей
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
По
данным социально-психологических и социально-педагогических исследований,
тенденции, происходящие в семейных отношениях (отделение молодой семьи от
старшего поколения, сокращение числа детей, отмирание института главы семьи,
финансовые затруднения, нестабильность и т.д) приводят к уменьшению
педагогического потенциала семьи, снижению уровня педагогической компетентности
и психолого-педагогической культуры, недостаточному выполнению воспитательных
функций родителями, эмоциональном неблагополучии детей.
Поэтому,
сложившуюся ситуацию наиболее
целесообразно постепенно менять, направив на установление более тесных
неформальных контактов между педагогами ДОУ и семьями воспитанников, на решение
задач повышения педагогической компетентности родителей, через апробацию новых
форм партнерских отношений (тренинги, семейные конкурсы, фестивали семейного
творчества). Одна из эффективных форм психолого-педагогического сопровождения
семей – организация в ДОУ клубов разной направленности. Среди основных
направлений их деятельности – пропаганда семейного воспитания, повышение
компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.
Семейный клуб – это неотъемлемая часть воспитания и
образования детей взрослыми. Благодаря
клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и
ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в
детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями
воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать
активизации и обогащению воспитательных умений родителей, сознанию и реализации
ими в полном объеме родительских
функций, направленных на понимание потребностей ребенка и созданию условий для
их разумного удовлетворения.
Цель:
Повышение
педагогической компетентности родителей и построение эффективного сотрудничества
с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка.
Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане
единых подходов воспитания детей.
Ожидаемые
результаты:
Реализация
проекта предусматривает повышение профессионального мастерства педагогов через
создание центра «Инновационные формы взаимодействия с семьей в условиях
открытости ДОУ.
-повышение
педагогической компетентности родителей;
-апробация
и внедрение инновационных форм работы с семьей и социальными партнерами;
-осознание
родителями собственного воспитательного опыта;
-снятие
затруднений детско-родительских
отношений;
-установление
партнерских отношений ДОУ и семьи, повышение активности родителей в
педагогическом процессе ДОУ;
-повышение
профессионального мастерства специалистов ДОУ в работе с семьей;
-совершенствование
деятельности Семейных клубов образовательного учреждения;
-интеграция
связи Семейного клуба ДОУ с другими клубами ДОУ;
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
ЗАСЕДАНИЯ СЕМЕЙНОГО
КЛУБА «ПОДГОТОВИШКА»
Тема:
«ИГРА КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА»
Цель:
Формировать единое образовательное пространство
«ДОУ» - семья». Повышение компетентности родителей и построение
эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного
развития каждого ребенка. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом
детского сада в плане единых подходов воспитания детей.
Мероприятие
|
Ответственный
|
|
1.
|
Круглый стол «Игра как средство развития ребёнка»
А) Подведение,
обсуждение итогов анкетирования членов клуба;
Б) Диспут о
детской игре, обмен опытом организации игр в семье;
В) «Игра
средство развития личности ребёнка» - консультация
|
Груздева
Е.Н.,
Колгушкина
Л.А.,
Воспитатели;
Малинкина О.А..
Учитель-логопед;
Пчелина
С.П. инструктор по физ.культуре;
Журавлёва
Л.В.
музыкальный
руководитель
|
2.
|
Мастер-класс «Игры развивающие речь»
|
Малинкина О.А.,
учитель-логопед
|
3.
|
Мастер- класс «Играем на здоровье!»
|
Пчелина
С.П.,
инструктор
по физ. культуре
|
4.
|
Подведение итогов.
Буклеты
для родителей «Развиваюсь играя»
|
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ СЕМЕЙНОГО
КЛУБА «ПОПоиграй-ка»
Тема:
«ИГРА – УСЛОВИЕ
УСПЕШНОЙ ПРЕДШКОЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ»
Цель: Способствовать повышению педагогической
компетентности родителей. Содействовать снятию затруднений детско-родительских
отношений; сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных
конфликтных ситуаций
Мероприятие
|
Ответственный
|
|
1.
|
Круглый стол «Развивающие игры»
А) Диспут: «Что
развивает игра?»
Б) Обмен опытом
организации развивающих игр в семье.
В) Делова игра
«Учимся проигрывать»
|
Груздева
Е.Н.,
Колгушкина
Л.А.,
Воспитатели;
Малинкина О.А..
Учитель-логопед;
Пчелина
С.П. инструктор по физ.культуре;
Журавлёва
Л.В.
музыкальный
руководитель
|
2.
|
Мастер-класс «Развитие
поисково-исследовательских способностей через игру»
|
Груздева
Е.Н.
воспитатель
|
3.
|
Мастер-класс «Игра – средство развития речи»
|
Малинкина О.А..
Учитель-логопед
|
4.
|
Подведение
итогов.
Буклеты
для родителей «»
|
БУКЛЕТ "ИГРУШКА ДЛЯ ИГРЫ"
БУКЛЕТ "РАЗВИВАЮСЬ ИГРАЯ"
БУКЛЕТ "ИГРАЛОЧКА - НАПОМИНАЛОЧКА"
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ДЕТСКАЯ ИГРУШКА
Нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются
для ребенка той средой, которая, с одной стороны, позволяет ему исследовать
окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности,
выражать свои чувства, а также учит общаться и познавать себя. С другой
стороны, игрушка - это товар, который взрослый выбирает и покупает для своих
детей. Данный вид товара сохраняет свой рейтинг во все времена. Подбор игрушек
- дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только
игра ребенка, но и прогресс в его развитии.
В настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно.
Наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые,
невиданные прежде игрушки - динозавры, трансформеры, пауки, покемоны и т. п.
Как сориентироваться в этом море игрушечной продукции? Как выбрать то, что
нужно вашему ребенку?
В большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются
стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков
игрушки (привлекательности, величины, стоимости, желания угодить малышу).
Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую "полезность"
родители либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой
аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. В результате детские
комнаты нередко завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и
вредными!) игрушками, а нужных и важных для детского развития - нигде нет.
Поэтому при выборе игрушек чрезвычайно важно учитывать не только их красоту и
санитарно-гигиенические свойства, но и возможное психологическое влияние на
развитие ребенка.
Начнем наш разговор с того, для чего нужны игрушки и что
каждая из них может дать для детского развития. Главная функция игрушки
заключается в активизации детской деятельности. Игрушка должна
стимулировать осмысленную активность ребенка (как внешнюю, так и внутреннюю.
Выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу представить, что ваш ребенок
будет с ней делать.
Вполне очевидно, что с игрушкой дети играют. Лучше всего для
игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру.
Для ролевой игры хорошо иметь наборы для игры в доктора, парикмахера,
в магазин, а также детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать
игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка,
красная шапочка и т. п.). В эту же группу можно отнести транспортные игрушки
(грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).
Дело в том, что в последнее время кукольный мир наших детей
стремительно меняется. Появляются куклы все более детализированные и
автоматизированные, т. е. как бы живущие самостоятельной жизнью. Например,
выбор ставших уже традиционными Барби сегодня значительно расширился и
конкретизировался: Барби с собачкой, Барби на велосипеде, Барби на лыжах, Барби
- учительница географии и т. п. В каждом варианте к кукле прилагается обширный
набор и соответствующих аксессуаров (например, к собачке - поводок, мисочка,
щеточка и даже корм). Ребенку практически уже ничего не надо придумывать -
нужно просто открыть коробку и использовать все это богатство по назначению.
Вершина натурализма - кукла, ожидающая малыша: "дверца" в животе
открывается, и оттуда достается ребенок-малыш со всеми анатомическими подробностями.
Большой популярностью у девочек пользуются пупсы, подробно
воспроизводящие живого младенца (Baby born). Розовое тельце со складочками,
перевязочками и признаками пола создает полную иллюзию настоящего
новорожденного. Они "умеют" кушать и справлять естественные
надобности. Такие пупсы технически совершенствуются буквально на глазах. У них
появляются растущие зубы, которые можно "задвинуть" обратно,
раздувающееся (и затем уменьшающееся) тело. Особо впечатляют интерактивные
куклы и звери, начинающие по определенной команде или сигналу петь, танцевать,
махать руками и совершать всякие забавные действия.
И таких "новых кукол" появилось достаточно много.
Это и разного рода трансформеры, и монстры, и покемоны и т. д. Все они обладают
известной привлекательностью и для детей, и для взрослых, кажутся очень
современными, поскольку хорошо оснащены технически, имеют яркий, порой
шокирующий внешний вид и соответствуют последним модным тенденциям. Как же
относиться к этим новинкам игрушечного рынка с точки зрения детского развития?
Что они несут ребенку? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вернуться к
существу кукольного вопроса и посмотреть - что такое кукла и для чего она нужна
дошкольнику.
Кукла - это прежде всего образ человека. Эта игрушка
больше всего вызывает и оживляет представление ребенка о его собственной
человеческой сущности. Поэтому кукла в детской игре может и должна действовать
как человек. Дошкольник видит в кукле самого себя. Ребенок с
достаточно развитым воображением может представлять одно и то же лицо веселым,
грустным, усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. Малыш оживляет куклу, и она
обретает способность действовать и проявлять свой характер. Но для воображения
и фантазии требуется пространство. В данном случае именно отсутствие
избыточных деталей, недостаток подробностей и являются той благодатной почвой,
которая питает развитие детской фантазии.
Таким образом, современные игрушки все дальше уходят от
детской творческой игры в сторону потребительства и механического использования
заложенных кем-то операций.
В последнее время все острее встает проблема зависимости детей от различного вида игр: компьютерных, игровых приставок, игровых автоматов и т. п. Дети не хотят и не могут преодолеть "магнетизм" этих занятий, они оставляют друзей, книги, учебу и уходят в мир острых виртуальных ощущений, теряя, таким образом, свою свободу и живя по навязанным правилам игры. Можно предположить, что первый шаг к подобной независимости - это игра с игрушками, которые лишают детей инициативы, навязывая им собственные "правила игры".
В последнее время все острее встает проблема зависимости детей от различного вида игр: компьютерных, игровых приставок, игровых автоматов и т. п. Дети не хотят и не могут преодолеть "магнетизм" этих занятий, они оставляют друзей, книги, учебу и уходят в мир острых виртуальных ощущений, теряя, таким образом, свою свободу и живя по навязанным правилам игры. Можно предположить, что первый шаг к подобной независимости - это игра с игрушками, которые лишают детей инициативы, навязывая им собственные "правила игры".
Еще одна опасность, которую несут последние достижения
игрушечной промышленности, связана с самим образом куклы. Дело в том, что через
игру с человеческими образами формируется модель поведения ребенка не только в
игре, но и в обыденной жизни вне игры. Кукольные фигуры буквально телесно
воздействуют на детей в раннем и дошкольном возрасте. На этот феномен, к
сожалению, обращается крайне мало внимания. А между тем он чрезвычайно важен,
поскольку непосредственно оказывает глубокое формирующее физиологическое
воздействие на телесный облик ребенка.
Однако куклы, хотя и важные, но далеко не единственные
игрушки, нужные дошкольникам для игр. Кроме них, существует огромное количество
других игровых материалов: всевозможные кубики, пирамидки, конструкторы, пазлы,
мозаики, лото, домино, настольно-печатные игры и т. п. Все они, безусловно,
необходимы детям и могут принести им не только удовольствие, но и пользу для
развития, поскольку способствуют развитию интеллектуально-познавательных и
моторных способностей детей. Однако развивающий эффект той или иной игрушки
зависит от того, что и как ребенок может делать с ней.
Большим разнообразием отличаются современные конструкторы.
Различные варианты замечательного конструктора "Лего", гибкий
конструктор "Такеши", разные виды "строительного материала"
- от мелких наборов до крупногабаритных конструкций, - все они, безусловно,
полезны для дошкольников, в том, конечно, случае, если позволяют самостоятельно
создавать разные постройки и конструкции - домики, мебель, замки, парки и т. п.
Особенно важно при этом, если созданные малышом постройки будут впоследствии
включены в игры - с куклами или с друзьями.
Однако "полезность" игрушки далеко не единственный
критерий ее оценки. Игрушка обязательно должна приносить малышу радость и
удовольствие. Она должна быть увлекательной и привлекательной, что, собственно,
и делает ее игрушкой, а не дидактическим пособием. Интересы и предпочтения
детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота
игрушки, ее сложность, богатство деталей или же описанное в аннотации
развивающее значение. У детей несколько другие "приоритеты". Они
могут предпочитать ту или иную игрушку, потому что видели подобную у своих
друзей. Однако главное достоинство игрушки, привлекающее малыша, - это
возможность что-либо с ней делать. Только в том случае, если игрушка
вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные
части, возить, извлекать новые звуки и т. п.), ребенок захочет скорее взять ее
в руки и начать игру.
Чтобы игрушка несла свою развивающую роль, она должна быть
не просто привлекательной, но и открытой для проявления разнообразных форм
активности ребенка. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но стереотипные
однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок,
только не игры. Если материал детской игры будет хотя и привлекательным,
но жестким, предполагающим строго определенный способ употребления (как,
например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то сама
игра окажется просто упражнением или времяпрепровождением, а не активной,
творческой деятельностью. Чем более определенной по способу употребления и
завершенной по своей конструкции является игрушка, тем меньше она оставляет
простора для детского творчества. С игрушками, напичканными техническими
новинками, ребенку не нужно ничего придумывать и воображать. Игрушки, более
простые в конструктивном решении и менее определенные в способах действия с
ними, допускают широкий спектр игровых действий.
Игрушка должна быть максимально открытой для преобразований.
Такие универсальные и популярные во все времена игрушки, как мячи, кубики,
вкладыши, обычные куколки и т. п., не могут наскучить ребенку, так как
благодаря своей простоте они чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные
усложнения и тысячи новых комбинаций с ними. Таким образом, открытость для
разнообразных действий, гибкость и простота - важнейшие требования для хорошей
игрушки.
И наконец, самое главное. Ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка
играть и не разовьет его способности. Игрушка может только помогать настоящей
детской игре или мешать ей, превращать игру в автоматические манипуляции. Но
если ребенок не умеет играть, если у него отсутствует воображение, желание
думать, преобразовывать и создавать новые образы и сюжеты, - никакие игрушки не
помогут. Только в руках старшего и умеющего играть партнера игрушка станет
живой, нужной, стимулирующей воображение, а значит, полезной.
ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Игра ведущий вид
деятельности в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка
происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход
к новой, высшей стадии развития.
Игра занимает большое
место в системе физического, интеллектуального, нравственного, трудового и
эстетического воспитания дошкольников.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
В игре все стороны
личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.
Наблюдая за играющим
ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить
особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.
Интересная игра повышает
умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на
занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры.
Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она
дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями,
беседами, чтением и др..
Играя, дети учатся
применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
В творческих играх открывается широкий простор для выдумки,
экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний,
самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
Игра — самостоятельная
деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют
общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые
переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию
добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Дети играют потому, что
это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности
нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот
почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства
и мысли поставленной цели.
В игре воспитывается
интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и
при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.
Часто игра служит
побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.
Игра — важное средство
эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется
и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и
красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию
художественного вкуса.
Таким образом, игра способствует
гармоничному развитию ребёнка. В ней отражаются и развиваются знания и умения,
полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают
детей в жизни.
«В дошкольном детстве
игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое
значение для его физического и психического развития, становления
индивидуальности и формирования детского коллектива».
класс
ОтветитьУдалить