НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

УВАЖАЕМЫЕ   РОДИТЕЛИ,
 В   ЭТОМ   РАЗДЕЛЕ   ВЫ   НАЙДЕТЕ   СОВЕТЫ   ПО    ПОДГОТОВКЕ   ДЕТЕЙ
К   ОБУЧЕНИЮ    В    ШКОЛЕ.


ХОЧЕТ   ЛИ   РЕБЕНОК   ИДТИ   В   ШКОЛУ
Мы часто слышим от учителей и родителей первоклассников на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Дети приносят в школу какие – то игрушки, играют на уроках и при этом не понимают, почему их заставляют расставаться с любимыми игрушками. Такие дети обычно воспринимают положительно только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности; их поведение носит импульсивный (мало обдуманный) характер.
Учение ж требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, контролировать свое поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нравится. Все это может явиться причиной негативного отношения к школе.
В процессе консультирования дошкольников мы часто сталкиваемся сих страхами перед школой: они боятся, что в школе их будут ругать за плохое поведение, что у них будет строгая учительница, которая будет ставить двойки, что их будут наказывать родители и т.д.
Обычно эти страхи связаны с тем, что в семье есть дети, посещающие школу, и процесс их учения сопряжен с большим количеством отрицательных эмоций, которые накладывают отпечаток  и на младшего ребенка – школьника.
Или бывает так, что страх передается от родителей. Мама, например, говорит: «Боюсь, что будет, когда Алеша пойдет в школу – он такой ранимый, а учителя такие строгие и дети будут его обижать!»
Способствует появлению страхов и обсуждение разных «страшных» историй из школьной жизни родителей или детей их знакомых.
Это конечно, не означает, что нужно «рисовать» только радостные картины будущей школьной жизни или тем более предрекать небывалые успехи будущей школьной жизни или белее предрекать небывалые успехи в учебе. В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности ребенка к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к учебной деятельности, т.е. сформированность школьной зрелости.
Она включает в себя:
  • Наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
  • Понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
  • Минимальное стремление к игровым и прочим развлекатель – занимательным элементам деятельности;
  • Эмоционально – благополучное отношение к школе.
Я то же делать, если у ребенка школьная мотивация отсутствует? Не играть с ребенком, а только постоянно говорить ему слово «НАДО!» но в этом случае мы можем навсегда лишить ребенка интереса к интеллектуальным занятиям и еще до школы эти занятия будут восприниматься им как тяжелый труд, он так и не  научиться получать удовольствие от него. В результате процесс обучения в школе будет мукой и для него, и для вас. А если постоянно играть с ребенком, предоставить ему полную свободу выбора занятий, тогда что же будет делать в нашей «нормативной» школе?
Ответ на этот вопрос не прост и не однозначен, он требует индивидуального и творческого подхода, а главное, умения усвоить момент, когда можно переходить от сформированного игрового мотива к учебному. Ведь потребность в игрк и движении сохраняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что – то делать, в первую очередь думайте о том, как заставить, а о том, как заинтересовать. Как заинтересовать?
  •  Предоставьте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
  •  Старайтесь показывать необходимость каждого знания.
  •  Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятными.
  • Задания не должны быть слишком трудные, ни слишком легкими. Они должны быть посильными.
  •  Сами проявляйте интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.

ПАМЯТКА    ДЛЯ    РОДИТЕЛЕЙ
«ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ   ШКОЛЬНОЙ   ДЕЗАДАПТАЦИИ»
- Соблюдайте режим дня;
-  С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему;
-  Встречая ребенка после детского сада, порадуйтесь вместе с ним его успехи;
-  Будьте щедры на похвалу;
-  Не делайте несколько замечаний сразу;
-  Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет к формированию неуверенности в себе.
-  Ограничьте просмотр телепередач;
-  Помогите ребенку усвоить:

ШКОЛА – ЭТО НУЖНО!
ШКОЛА – ЭТО ТРУДНО!
ШКОЛА – ЭТО ИНТЕРЕСНО!



ГОТОВНОСТЬ  К  ШКОЛЬНОМУ  ОБУЧЕНИЮ

Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок переступающий порог школы должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Социальная зрелость.
За этими словами скрывается потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму. Для того чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения.
И здесь именно вы, родители, можете помочь своему ребенку и школе. Создавайте условия для обучения, не стесняйтесь недостатков своих детей, рассказывайте о школе все, не забывая вселять в ребенка чувство уверенности:” У тебя обязательно получиться! Да и мы рядом поможем”.
Вам необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Воспитание адекватного, правильного поведения, культуры общения достигается прежде всего, личным примером.
Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально - волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу.
Ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Необходима внешняя и внутренняя регуляция поведения. Это, конечно, приходит с возрастом, по мере накопления жизненного опыта. Однако немалую роль здесь играет семейное воспитание. Учите детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции. Зная особенности своего ребенка, вы сможете скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В ваших силах предупредить нежелательные проявления характера ребенка, совместно выработать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, учить отличать главное от второстепенного, злой умысел от безобидной шутки.
Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Переход от занятий с игрушками к заменяющим их символам, необходимость выполнять порой нежелательную работу требует от детей волевого напряжения. Ребенок вместо “ хочу это” должен заставить себя делать то, что “надо”, причем в течение установленного учителем времени. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.
Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы, такие как:
- восприятие ( цвета, величины, фигуры, пространства, звуков...)
- внимание ( объем внимания 3 - 4 фигуры, Устойчивость 5 -7 минут )
- память ( не должен быть механическим, научите самым простым приемам запоминания: с помощью создания образов о которых идет речь )
- мышление ( дошкольник должен уметь делать простые обобщения, находить сходство в предметах и объединять их по признакам в группы )
- запас собственно знаний ( знания из жизни и о жизни, словарный запас должен достигать 4 - 5 тысяч слов )
И еще что входит в понятие готовности к школьному обучению:
- это развитие крупной и мелкой моторики.
Под крупной моторикой подразумевается умение ребенка прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно ловить мяч, застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Линии на рисунке должны быть прямыми, а не дрожащие, прерывистые, неровные. Ребенок должен уметь “видеть строку” и рисовать или писать в ней, “видеть клеточки” и четко вести по ним рисунок.
Учитывая все вышесказанное, хотелось бы, чтобы вы не начали сразу насильно готовить ребенка к школьному обучению, а поинтересовались его желаниями. Понаблюдайте за своим малышом и сделайте выводы, понятные вам и ему, а потом составьте вместе “план, сто нужно, чтобы учиться”. Начните занятия вместе, постоянно уменьшая долю своего участия и непременно учитывайте физическое и эмоциональное состояние ребенка.

ПАМЯТКА    ДЛЯ    РОДИТЕЛЕЙ
«ЧТОБЫ    ВАШ   РЕБЕНОК    СТАЛ    УСПЕШНЫМ   ПЕРВОКЛАССНИКОМ»
- Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.
- Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.
- По возможности не давайте ребенку готовых ответов, побуждайте его размышлять, исследовать.
- Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями.
- Беседуйте о прочитанных книгах, выясняйте, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценил поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

РАЗВИТИЕ   ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ   АКТИВНОСТИ 
ДЕТЕЙ   СТАРШЕГО   ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА,
КАК   УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ   ПРЕДШКОЛЬНОЙ   ПОДГОТОВКИ
  В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, писать и считать, но и привить им, в том числе, навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формировать у детей мотивацию к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Базовой основой успешной предшкольной подготовки является развитие познавательного интереса. Что мы и делаем, работая с детьми дошкольниками. «Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства».
Исследовательское поведение – это возрастная особенность ребенка – дошкольника. Опыт совместной, а затем и самостоятельной деятельности развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения.
Я расскажу вам о некоторых играх и игровых упражнениях, способствующих развитию познавательной активности детей. Для таких занятий не требуется никакая специальная подготовка. Вы сможете ими воспользоваться во время занятия своими повседневными домашними делами.
·        «Накрой на стол»
«К нам сейчас придут гости, а я не успеваю накрыть на стол, что же делать?»
«Что нужно поставить на стол?»
«Сколько приборов нам надо?»
«Сосчитай, нас трое и придут бабушка и дедушка. Сколько приборов ты ставишь?
«А если подойдет тетя Вера и Катюша, что надо сделать?»
«Сколько приборов добавить?»
«Почему два?»
«Тогда  сколько всего приборов надо приготовить?»
Выделили проблему и решили ее, развивая при этом умение считать, внимание, память, логическое мышление.
·        Мини-эксперимент «В каком сосуде воды больше?»
«Посмотрите, что находится в сосудах?»
« Как ты думаешь, в каком сосуде воды больше?
 «Почему ты так думаешь?»
«Как узнать?»
«Как можно измерить? Чем?»
«Измерь и посмотри, ты прав?»
«Что ты делал?»
«Как ты измерял?»
«Зачем ты измерял?»
«Где больше воды»
Собственные исследовательские действия ребенка, сделанные при этом выводы, развивают в ребенке чувство уверенности в себе. Развивают наблюдательность, умение сравнивать, логическое мышление, способность к анализу, прогностические навыки…


ПАМЯТКА    ДЛЯ    РОДИТЕЛЕЙ
«КАК   ОТВЕЧАТЬ   НА   ДЕТСКИЕ   ВОПРОСЫ»
 - Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахивайтесь от них. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребенка.
- Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов.
- Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
- Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?»
- Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахивайтесь от них. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребенка.
- Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов.
- Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
- Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?»
- Если ответы ребенка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не можешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос.


ПАМЯТКА    ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ   НАВЫКИ   И   УМЕНИЯ
БУДУЩЕГО   ПЕРВОКЛАССНИКА»
Ребенок должен знать и уметь:
- Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- Сравнивать числа в пределах 10, устанавливать какое число больше- меньше;
 -Уравнивать неравное число предметов;
- Знать цифры от 0 до 9, знаки +, -, =;
- Соотносить цифру и число предметов;
- Составлять и решать задачи, пользоваться арифметическими действиями;
- Измерять длину предметов с помощью условной меры;
- Знать геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник;
- Ориентироваться на листе бумаги;
- Знать название текущего месяца, последовательность дней недели.


ГОТОВИМ      ДЕТЕЙ      К      ОБУЧЕНИЮ    В     ШКОЛЕ
 1.   Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
2.   Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!
3.   Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.
4.   Подготовка к чтению: 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита, но многие могут слитно читать слоги, а некоторые - и целые тексты. Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро.
     Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок " погримасничает"    перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.
5.   Подготовка к письму: ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.
6.   Подготовка к грамматике: ребёнок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) В тексте он так же может назвать количество предложений. Он умеет отвечать на вопросы "кто", "что" и сам их задавать. То есть 6-7 летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы.
Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!
7.   Подготовка к математике: успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве.
Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше - меньше", "старше - моложе", "горизонтально-вертикально" и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.


 1.     Самое первое из них - упражнение на нахождение отличий. Возьмите, например, двух игрушечных зайцев или кукол и попросите ребенка, чтобы он нашел как можно больше отличий между ними (размер, цвет, одежда). Также можно находить различия в количестве, форме, длине и ширине различных предметов. В качестве наглядного материала подойдут картинки из детских журналов или любые предметы быта.
2.     Для выполнения другого упражнения возьмите группу предметов, попросите ребенка взглянуть на них и отвернуться к стене, а сами в это время один из предметов уберите или переставьте. От ребенка требуется вычислить какие именно изменения были вами произведены.
3.     Для развития памяти великолепно подходят упражнения на описание предметов. Для этого дайте ребенку короткое время повертеть в руках какой-нибудь предмет, а потом спрячьте его. Ребенок должен описать спрятанный предмет как можно более точно.
4.     Еще одно упражнение на развитие памяти состоит в следующем. Пусть ребенок посмотрит на какую-нибудь картинку, которую вы затем спрячете среди других картинок на ту же тему. Задача ребенка - отыскать ту картинку, которую вы ему показывали первоначально.
5.     Развитию мышления отлично способствует игра "Что здесь лишнее?". Возьмите несколько картинок и попросите ребенка найти среди них ту, которая по какому либо признаку явно отличается от остальных. Таким признаком может быть цвет, форма, размер или класс(например, дикие животные и домашние животные).
6.     Наконец, для развития речи заучивайте с ребенком стихи, просите его пересказывать вам сказки, ил составлять рассказы по картинкам, а самое главное - как можно больше общайтесь со своим сыном или дочерью на самые разные темы.







Комментариев нет:

Отправить комментарий